Tesla, Ford, GM, Rivian и Lucid заметно повысили цены на электромобили в 2022 году — источник.
Наша редакция решила посмотреть на графики цен на основное сырье и выяснить, всё это произошло до февральских событий или совсем ранее. И насколько реально отразилась цена на 3 важных сырья для аккумуляторов и другие 4-х компонентов.
В зависимости от конструкции и производственного процесса, требования к металлу для каждой модели автомобиля и производителя могут различаться. Текущие модели Tesla используют литий, графит, кобальт, медь, титан, алюминий и никель. А для аккумулятора Nissan Leaf используется марганец.
Литий - новая нефть?
Аналитики считают, что литий может стать «новой нефтью» на фоне роста продаж электромобилей, а Китай — одним из лидеров развития отрасли. Австралия — крупнейший в мире производитель лития. Однако она не одна такая… Боливия— у страны крупнейшие разведанные запасы этого редкоземельного металла в высохшем озере Солончак Уюни. «Росатом» хочет добывать литий в Боливии и на данный момент эта страна единственная на момент написания статьи откуда экспортируется он в Россию.
Обратите внимание — производители не отрицают, литий один из самых дорогих компонентов. Вероятнее всего, мы увидим и более высокую цену, пока не придут гос. регуляторы, а пока «плавающая» цена будет только выше. Тем более политическом поле цена может и вырасти вовсе если Россия будет основным производителем лития в Боливии. Илон Маск и вовсе заявил что сам добывать будет.
Кобальт
Этот природный минерал добывается в Конго, где доминируют китайские компании, а за ним Австралия. Википедия утверждает что крупные месторождения есть в Марокко, Канаде, России (Тыва, Норильском рудном районе и на Кольском полуострове) и Казахстане. Кобальт используется как и литий во всех аккумуляторах, в частности лидером были смартфоны. Сейчас опережают электромобили. В прошлом году на ее долю пришлось 34% общего спроса.
На ценовом графике цена на кобальт росла пропорционально литию, однако февральские события взбудоражили цену, возможно, в силу того что малая часть добывается в РФ и Казахстане (логистикой через РФ) . Но впредь цена возвращается к ценам января.
Никель
Никель задействован в производстве нержавеющей стали и необходим для питания электромобилей.
В США крупнейшим поставщиком никеля является Австралия и Канада, однако по заверениям Илона Маска, у самой США с добычей не всё очень хорошо и в качестве третьего поставщика рассматривают Индонезию.
А вот в Германии совсем по-другому. Крупнейшим поставщиком с долей 39% была Россия, на втором месте Нидерланды с 29%.
Здесь как раз отчетливо видно, что данный металл резко вырос в цене однако только в начале марта и скорее всего в силу нынешних событий. На конец июня цена стабилизируется. Но по сравнению прошлого года цена поднялась не столь значительно, чем другие элементы выше.
Медь
На данный момент медь не так влиятельна в производстве электромобилей, однако его спрос будет влият, но позже. Сейчас средний бензиновый автомобиль использует около 20 кг меди, в осовном в качестве проводки. Гибридному авто потребуется около 40 кг, а полностью электрическому автомобилю около 80 кг меди.
Причем стоит отметить что спрос меди произойдет не только из-за электромобилей, но и при производстве электрозаправок, причем, возможно на нее уйдет больше этого сырья. По данным Международной медной ассоциацией (ММА) считают что будет более 40 миллионов зарядных станций, которые будут потреблять ежегодно до 100 000 тонн меди к 2027 году.
И как говорит график, мы действительно не видимо особых изменений с прошлым годом. Однако видны скачки, и то, что спрос может в будущем дойти до пиковых 4000 долларов - вполне реален. Кстати, в марте цена так же подросла как на никель, в вслед угасла.
Графит
Графит используется в литий-ионных аккумуляторах, которыми оснащают электромобили. Графит в основном поставляется из Китая, на самом деле это не редкий метал, но его проблема заключается в качестве и его чистоте. В настоящее время предпочтительным источником для производителей является графит высокой чистоты, синтезированный из нефтяного кокса.
По графику видно что существует рост почти в 2 раза. Причина — дефицит графита в Китае, вызванном запретом на экспорт из Индонезии, а также резким ростом внутреннего спроса после пандемии. Перебои в подаче электроэнергии, а также приостановка производства графита зимой еще больше сократили глобальные поставки.
Титан
За титан можно сказать что не играет прям большую роль. Сверхтвердый металл используется в шасси моделей Tesla для защиты аккумулятора от повреждений. Однако даже его использование может стать причиной завышения цен. Стоит обратить на график что цена была выше чем в 2 раза, сейчас сниилась. Возможно, политика Теслы примет решение отказаться от него в силу удешевления или так сказать урегулирования цены на электромобиль.
Алюминий
Итоги
Можно согласиться с тем что за год цена выросла (в среднем по 3 элементам) судя по графику даже не в 2 а в 2,15 раз (на момент написания статьи).
В пиковой части в марте в среднем на 3,16 раза.
Лидером является литий и мы считаем что это не ее предел, стоит так же помнить что литий используется много где еще, в тех же смартфонах и т.д., насколько ключевую составляющую там участвует литий и другие мы не знаем. Но цены на них в 2 раза не выросли (если считать в долларах).
Поделитесь своим мнением в комментариях